ЗАКОН О СПЕЛЕОЛОГИИ – ДОРАБОТАННАЯ ВЕРСИЯ
Представляем спелео-общественности последний релиз №8
Закона Украины «Про спелеологічну діяльність та дослідження печер».
Как видно, изменено название закона. Также он существенно переработан как по структуре – улучшена логичность и последовательность изложения, так и по содержанию – дополнен новыми нормами, более четко изложены ряд уже содержащихся в Законе пунктов.
Свое положительное влияние на его доработку оказала и прошедшая на CML и в личке дискуссия «О Законе о спелеологии».
Вопреки отдельным попыткам заболтать и увести обсуждение Закона в сторону, прозвучавшие в ходе дискуссии конструктивные замечания были полезны для доработки целого ряда норм Закона.
В частности, более четко и конкретно изложены вопросы выделения и формирования охранных зон пещер, а также троп прохождения к ним. Особенно, в случае их выявления на землях уже имеющих собственника.
Также были доработаны важные для спелеоклубов нормы, определяющие институт их кураторства над пещерами (особенно в свете произошедшего с кадастром, а также рейдерской возни вокруг Джуринской и Атлантиды).
Спасибо В.Удовиченко за его предложения (CML #16914) об усилении в Законе вопросов защиты пещер и аккуратного изложения положений их коммерческого использования. Это тоже нашло свое отражение в более четком изложении соответствующих пунктов Закона.
Отдельное спасибо Н.Остяновой за сделанное ею предложение об изменении названия Закона. В ходе последующего нашего обсуждения было сформулировано более точное и удачное (как нам на сегодня представляется) название Закона, под которым он и представлен в обновленном релизе №8.
Может возникнуть вопрос, почему об этом упоминаем, почему это важно?
Не вдаваясь в дебри отметим, что выбор названия для Закона очень и очень непростое дело. Здесь пришлось учитывать много нюансов, зачастую противоположных. От названия зависит, как будут воспринимать Закон, как по нему будет понятно, на что он направлен, что от него ожидать, а чего – нет, сфера его применения. Здесь, как нигде, работает поговорка: «Как Закон вы назовете, так он и поплывет!» через многочисленные комиссии и комитеты ВР. При формулировании названия Закона также надо учитывать и то, что подавляющее большинство депутатов и их сотрудников весьма далеки от спелеологии и ее потребностей.
Выражаем благодарность за поддержку проекта Закона Б.Максимову, А.Грачеву, Д.Усикову, Н.Остяновой, В.Остянову, В.Удовиченко, М.Сторожуку, А.Деревягину и многим другим, не упомянутым здесь, всем, кому оказалась не безразлична суть Закона и понимание его необходимости, кто внес свою лепту в доработку Закона о спелеологии.
Что касается реакции на Закон о спелеологии “анархистов” от спелеологии.
Они априори против любой регламентации. Потому что считают это ограничением своей “свободы”, по сути – мнимой и временной. Причины наличия сегодня у ряда спелеологов неприятия “заорганизованности”, отчасти – обоснованного, понятны. Однако надо также понимать, что для цивилизованного общества, стремящегося жить по писаным законам, нарастание бюрократизации и формализации нормально и неизбежно.
Такое “свободолюбие” – это типичное поведение временщиков, случайных в спелеологии “туристов-однодневок”, которые хотят не исследовать, а только посещать пещеры, причем – сегодня и здесь, а что с ними будет завтра – их не волнует. “Свобода”, о которой так пекутся “спелео-анархисты”, воображаемая и недолгая, до появления «серьезного дяди» – претендента на пещеру со стороны. Который жестко и навсегда ликвидирует их “псевдосвободу” посещать пещеру и даже к ней приближаться по своей земле.
В случае “прихватизации” пещер и результатов их исследования далекими от спелеологии бизнес фирмами вопли “спелео-анархистов” ничем, как показала суровая реальность, не помогут. Да и навряд они станут упорно протестовать и громко кричать, а просто полезут в другую пещеру (если еще останется такая возможность!) и уйдут от решения этой проблемы.
Поэтому отсутствие законодательной регламентации и защиты спелеологической деятельности приносит сегодня спелеологам вред значительно больший, чем возможное пресловутое “ограничение свободы”.
Закон о спелеологии необходим не для введения запретов или предоставление кому-то права “порулить”. Закон нужен, в первую очередь, самим спелеологам для защиты и законодательного закрепления их прав как первооткрывателей и исследователей пещер. Во-вторых – для регламентации множества тех условностей и правил взаимоотношений спелеологов между собой и с госорганами, который сегодня подразумеваются неявно или по умолчанию. Это позволит исключить большинство пустопорожних недоразумений и конфликтов.
Только опираясь на ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКОН О СПЕЛЕОЛОГИИ, мы вместе сможем защитить свои результаты исследования пещер, оптимально разрешить все проблемы с государственными и местными органами власти.